Принципы когнитивной реабилитации при основных нейродегенеративных заболеваниях
Свое выступление профессор О.С. Левин начал с того, что тема реабилитации при нейродегенеративных заболеваниях да недавнего времени была достаточно дискуссионной. Дело в том, что при острых вариантах развития неврологических заболеваний, безусловно, проводится реабилитация. А в случае «ступенчатого» прогрессирования (например, при хронической сосудистой патологии, рассеянном склерозе и пр.) вопросы реабилитации кажутся достаточно спорными. Однако, все эти пациенты нуждаются в реабилитации поскольку не все мозговые системы у них поражены в одинаковой степени. Есть много систем, которые могут явиться основой для формирования компенсации, приспособления и адаптации к тем симптомам, которые возникают у таких больных. В связи с этим, реабилитация при нейродегенеративных заболеваниях является вполне актуальным направлением современных исследований.
Главная особенность данной проблемы – опережающий вариант вмешательства, т.е. стоит не «следовать» за болезнью, а предугадывать те варианты патологии, которые будут возникать, а, следовательно, приспособить организм к тому, что еще будет.
В прежние времена, когда речь шла о реабилитации, основное внимание уделялось двигательным нарушениям. Однако, чаще всего, имеет место смешанный вариант нарушений, как двигательных, так и когнитивных. При реабилитации, например, больных, перенесших инсульт, в 1/3 случаев имеют место именно когнитивные нарушения. Необходимо учитывать еще и то, что, так называемый, двигательный дефицит и когнитивный дефицит практически всегда друг с другом взаимосвязаны. Исходя из этого, следует подчеркнуть, что когнитивная реабилитация имеет крайне важное значение в восстановлении и тех и других функций.
Реабилитация при нейродегенеративных заболеваниях должна охватывать комплекс мер, направленных на поддержание мобильности, бытовой независимости и качества жизни. Осуществляется она мультидисциплинарной командой и включает в себя:
- кинезиотерапию;
- речевую терапию;
- нейропсихологическую реабилитацию;
- функциональную (эрго-) терапию;
- социально-психологическую поддержку больных и их родственников.
Кинезиотерапия:
- общие (неспецифические) методики:
- ходьба, плавание и др.;
- аэробные упражнения/фитнес;
- методики, основанные на произвольной регуляции движений:
- коррекция ходьбы с опорой на зрительные и слуховые ориентиры;
- методики, основанные на контроле амплитуды движений и усилий сенсорной афферентации;
- методики, направленные на снижение риска падений и преодоление застываний;
- подержание полного объема движений в суставах.
Далее приводится ежедневная программа занятий «в домашних условиях»:
- минимальная длительность – 1 час в день;
- ходьба в среднем («комфортном») темпе (в том числе на «беговой дорожке»);
- упражнения на растяжение, позволяющие поддержать объем движений в суставах и гибкость;
- изометрические упражнения, укрепляющие мышцы верхних и нижних конечностей;
- дыхательные упражнения;
- элементы, заимствованные из йоги и тай-чи;
- плавание.
Логопедическая помощь:
- традиционная речевая терапия (дыхательные и просодические упражнения для повышения точности артикуляции, контроля ритма, громкости и мелодики голоса);
- более эффективна голосовая терапевтическая программа Lee Silverman: во время занятий пациента просят произвольно контролировать громкость и плавность речи;
- выживаемость навыка в повседневной жизни обеспечивается «перекалибровкой» голосообразующих усилий – пациент должен привыкнуть к громкому и внятному произнесению.
Нейропсихологическая реабилитация:
- обучение мнемоническим или опосредующим приемам;
- тренинг регуляторных когнитивных функций;
- для снижения нагрузки на ослабленную рабочую память целесообразно обучать приемам разбивки сложных задач на ряд более элементарных, шире прибегать к вербальной регуляции своих действий;
- самостоятельные или компьютеризированные тренировки, направленные на улучшение принятия решений, планирование времени, улучшение памяти;
- занятия лучше проводить под ритмическую музыку.
Функциональная (эрго-) терапия:
- направлена на поддержание навыков повседневной активности;
- позволяет улучшить выполнение повседневных действий, нивелируя влияние основных симптомов;
- при совершении действий с предметами пациентов обучают удерживать их ближе к телу, а не на дистанции, и, в целом, совершать действия экономно, без дополнительного напряжения, провоцирующего тремор и другие симптомы.
Когнитивная реабилитация включает:
- тренировку внимания и восстановление рабочей памяти;
- восстановление целеполагания («игнорирование или недержание цели»);
- тренинг в условиях повседневной активности;
- эмоциональную и внешнюю поддержку.
Виды когнитивной реабилитации:
- Восстановительная. Цель: приближение когнитивных функций максимально близко к предшествующему уровню. Методы:
- тренировка с улучшением воспроизведения информации и удлинением времени;
- компьютеризированные тренировки с повторяющимися подсказками, для улучшения памяти и внимания;
- реминисцентная терапия (опосредованное воспроизведение).
- Компенсаторная. Цель: улучшение воспроизведения и обучения с разработкой программы для самостоятельной работы. Методы:
- мультисенсорные методы для улучшения обучения воспроизведения;
- процедурное обучение с использованием усложненных внешних стимулов (тетрадей, календарей и др.).
Спасибо