Клиническое исследование праксиса у взрослых пациентов

Как мы знаем, праксис является способностью выполнять последовательные комплексы осознанных произвольных движений и совершать целенаправленные действия. Представляем простые методики клинического исследования праксиса для взрослых пациентов.

Апраксия – утрата навыков, приобретённых в процессе жизни без выраженных признаков центрального пареза или нарушений координации. Виды апраксии дифференцируются в зависимости от локализации очага поражения.

Кинетический праксис

Моторная (кинетическая, эфферентная) апраксия проявляется именно нарушениями последовательности переключения движений и расстройством формирования двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Для моторной апраксии характерно расстройство плавности движений (эффект «застревания» на отдельных фрагментах выполняемого движения). Такие признаки наблюдаются при очаге в нижних отделах премоторной области лобных долей (у правшей – левой и наоборот).

Что делаем:

Просим пациента выполнить тест «кулак-ребро-ладонь». Дотронуться до поверхности стола сначала сжатым кулаком, ребром ладони и положить ладонь на стол, выпрямив пальцы. Просим ускорить темп выполнения теста. Пациент с поражением премоторной области лобной доли испытывает затруднения при выполнении такого задания.

Кинестетический праксис

Идеомоторная (кинестетическая, афферентная) апраксия возникает при дисфункции нижней теменной дольки в области надкраевой извилины. Рука не получает афферентных сигналов обратной связи, что проявляется неспособностью выполнить тонкие движения.

Кинестетическая апраксия выявляется при выполнении простых движений с реальными предметами или при имитации таких действий.

Что делаем:

Просим пациента показать, как пользоваться молотком, зажигать спичку, наливать воду в стакан или любые другие действия с предметами обихода.

Пространственный праксис

Конструктивная (пространственная апраксия, апрактогнозия) апраксия, которая проявляется нарушением координации совместных движений рук, затруднением при выполнении пространственно-ориентированных действий (например, заправить кровать, одеться). Четкой разницы при выполнении таких движений с закрытыми или открытыми глазами не наблюдается. К данному типу расстройств относится конструктивная апраксия, проявляющаяся и в трудности конструирования целого из его частей.

Пространственная апраксия возникает при локализации очага в зоне стыка теменной, височной и затылочной областей (в зоне угловой извилины теменной доли), коры полушарий головного мозга. При поражении именно этой зоны ухудшается синтез зрительной, вестибулярной и кинестетической информации, тем самым затрудняется анализ координат функционирования всего организма.

Что делаем:

Просим пациента нарисовать трёхмерную фигуру (например, куб) или срисовать предложенную геометрическую фигуру. У пациентов с конструктивной апраксией данные упражнения вызывают сложности.

Регуляторный праксис

Регуляторная («префронтальная», идеаторная) апраксия включает нарушения произвольной регуляции деятельности, непосредственно касающейся двигательной сферы. Она проявляется в нарушении выполнении сложных движений, включающих выполнение серии простых действий (простые действия при этом могут выполняться пациентом правильно). Наибольшие сложности возникают, когда пациенту предлагается имитировать действия с отсутствующими предметами, тогда как с ними пациент выполняет все действия корректно. Начиная выполнять действие, пациент переключается на случайные операции, застревая на фрагментах начатой деятельности.

Регуляторная апраксия возникает при поражении префронтальной коры лобной доли доминантного полушария.

Что делаем:

Просим пациента открыть тюбик зубной пасты, выдавить столбик зубной пасты на зубную щётку и завинтить колпачок тюбика; просим показать, как размешивать сахар в стакане ложкой.