Интервью с д.м.н., профессором кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Анной Николаевной Боголеповой
Анна Николаевна, Вы представитель известной неврологической династии. Расскажите, пожалуйста, подробнее о Ваших неврологических «корнях». Когда Вы определились с выбором профессии, и был ли этот выбор предопределен? Выбор профессии врача действительно был во многом предопределен.
Я врач в третьем поколении, меня на протяжении всей жизни окружали люди этой благородной специальности, и поэтому ответ на вопрос: «Кем быть?», был очевиден. А вот уже выбор профессии невролога явился моим собственным решением, которое четко сформировалось после того, как я еще студенткой попала на кафедру, возглавляемую академиком РАН, профессором Евгением Ивановичем Гусевым, который стал моим учителем и наставником.
Вы представляете одну из ведущих кафедр неврологии в стране — кафедру неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Расскажите, пожалуйста, об истории кафедры, ее образовательной, научной и клинической деятельности.
Кафедра нервных болезней медицинского факультета Московских высших женских курсов была организована в 1910 г. и располагалась на базе Голицынского корпуса 1-й Градской больницы. Первым заведующим кафедрой в 1910 г. был избран Лазарь Соломонович Минор. В последующие годы кафедру возглавляли такие выдающиеся неврологи, как М.Б. Кроль, А.М. Гринштейн, И.Н. Филимонов, Н.К. Боголепов. С 1975 г. до настоящего времени кафедрой руководит академик РАН, профессор Евгений Иванович Гусев.
Развитие клинической неврологии и связанных с ней других клинических и медико-биологических разделов медицины является основополагающим направлением научной деятельности кафедры. За почти вековую историю сотрудниками кафедры были выделены новые симптомы, синдромы и заболевания, проведены исследования по изучению их этиологии, патогенеза, усовершенствованы методы диагностики и лечения. Неотъемлемой стороной работы кафедры с момента организации является ее тесная связь с другими клиническими и научными медицинскими центрами. Проводимые на кафедре исследования с участием специалистов смежных клинических и базисных дисциплин, испытания нового оборудования, аппаратуры и лекарственных препаратов позволяют глубже понять механизмы заболеваний нервной системы, создают основы для более ранней и точной диагностики, разработки и совершенствования методов лечения и профилактики, для формирования новых перспективных направлений в неврологии. В настоящее время проводится большое количество разнообразных исследований по продолжению изучения особенностей этиологии, патогенеза, клиники сосудистых поражений головного мозга, эпилепсии, демиелинизирующих заболеваний, паркинсонизма.
Одним из ведущих направлений деятельности кафедры является организация, координация и развитие неврологической помощи в стране. По инициативе Е.И. Гусева была создана Национальная ассоциация по борьбе с инсультом, что позволило выйти на качественно новый уровень помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Сотрудники кафедры принимают активное участие в работе секции Ученого совета по неврологии Минздрава России, Всероссийского общества неврологов, Национальной ассоциации по борьбе с инсультом, Противоэпилептической лиги, секции двигательных расстройств и других научных и медицинских обществ и объединений. Большое внимание на кафедре уделяется подготовке научных и практических кадров для отечественной и зарубежной неврологии. Десятки учеников кафедры руководят институтами, кафедрами, научно-исследовательскими лабораториями и другими медицинскими подразделениями.
При кафедре работает факультет переподготовки и повышения квалификации преподавателей. Большое внимание коллектив кафедры уделяет дипломному и последипломному образованию неврологов и врачей других специальностей в разных регионах России с привлечением к этой деятельности ведущих ученых нашей страны, а также зарубежных стран.
Особое внимание уделяется работе со студентами. Сотрудники кафедры постоянно совершенствуют методы преподавания, выпускают методические и другие наглядные пособия, широко используют в педагогическом процессе современные методы обучения. Коллективом кафедры издан справочник по неврологии, учебники для студентов «Нервные болезни», «Клиническая неврология и нейрохирургия». Особенностью учебника «Клиническая неврология и нейрохирургия» является то, что в нем впервые в мире комплексно изложены вопросы неврологии и нейрохирургии. Также вышло в свет трехтомное руководство по неврологии и нейрохирургии — учебник для врачей, проходящих последипломную подготовку.
Когнитивные нарушения — патология в зоне Ваших клинических интересов. Расскажите, каковы последние тенденции в изучении этой патологии и на что необходимо обращать внимание специалисту-неврологу при ведении таких пациентов.
Хотелось бы начать с того, что цереброваскулярная патология на сегодняшний день является одной из наиболее значимых медицинских проблем. Именно когнитивные нарушения часто становятся причиной невозможности возвращения пациентов к прежнему уровню социального функционирования. Частота постинсультных когнитивных нарушений достигает 70—80%, при этом примерно у 20% больных отмечается развитие постинсультной деменции. Безусловно, столь высокая распространенность когнитивных расстройств делает актуальной необходимость проведения специальных мероприятий, адресованных их выявлению и коррекции.
Выделяются ли какие-то клинические особенности постинсультных когнитивных нарушений?
Для постинсультных когнитивных нарушений так же, как и для всех когнитивных расстройств сосудистого генеза, характерно преобладание симптомов лобной дисфункции, включающей нейродинамические расстройства и нарушения исполнительных функций. У больных отмечаются снижение скорости протекания психических процессов, трудности концентрации внимания, нарушение работоспособности, истощаемость. Нарушения исполнительных функций характеризуются снижением инициативности, замедленностью психической деятельности, снижением времени реакций, нарушением планирования, организации и контроля деятельности, нарушениями адаптации и социального поведения, персевераторными проявлениями. Так- же для постинсультных когнитивных расстройств характерно наличие фокальных когнитивных нарушений, связанных непосредственно с очаговым поражением мозга (афазия, амнезия, апраксия, агнозия).
Одними из основных факторов, определяющих степень выраженности когнитивного дефицита, являются объем поврежденной мозговой ткани, локализация очагов в зонах, стратегически важных для осуществления когнитивных функций, и распространенность лейкоареоза.
В последнее время появилось большое количество исследований, посвященных роли нейродегенеративной патологии у больных с цереброваскулярным поражением. Сочетание двух механизмов (сосудистого и нейродегенеративного) приводит к развитию более выраженного дефицита и вносит свои особенности в нейропсихологический дефицит.
Постинсультные когнитивные нарушения оказывают негативное влияние на течение основного заболевания, не только повышая риск смертности, затрудняя проведение реабилитационных мероприятий, восстановление повседневной активности, нарушая приверженность к терапии, но и увеличивая вероятность развития повторного инсульта. Когнитивные нарушения сами по себе могут быть независимым фактором риска развития инсульта. Кроме того, доказано неуклонное прогрессирование когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии, что еще раз подчеркивает необходимость их направленной терапии.
Назовите, пожалуйста, основные факторы риска развития постинсультных когнитивных нарушений.
Среди модифицируемых факторов риска сосудистой деменции выделяют артериальную гипертензию, сахарный диабет, ожирение, курение, злоупотребление алкоголем, высокий уровень холестерина, депрессию, кардиальную патологию и др. При этом особое внимание уделяется их коррекции в среднем возрасте, которая позволяет в значительной мере снизить риск развития когнитивных нарушений в пожилом и старческом возрасте. Высокое артериальное давление является одним из наиболее важных контролируемых факторов риска когнитивного снижения. Огромное значение в формировании когнитивного дефицита имеет состояние кардиальной функции.
В то же время у лиц с достаточным уровнем умственной и физической активности, ведущих здоровый образ жизни, доказано снижение риска развития когнитивных нарушений. Эти нарушения во многом могут определять преморбидное состояние когнитивной сферы до развития инсульта. Но, конечно, когда мы говорим о постинсультном дефиците, то определяющее значение имеют размер и локализация очага поражения, выраженность лейкоареоза.
Какие подходы используются в коррекции постинсультных когнитивных нарушений?
Очень важными факторами являются предотвращение дальнейшего прогрессирования цереброваскулярной патологии, вторичная профилактика сосудистого поражения головного мозга. Необходима коррекция сосудистых факторов риска. Больным, перенесшим инсульт, обязательно проводятся реабилитационные мероприятия, направленные на устранение возникшего дефицита. Огромное значение придается когнитивному тренингу.
Особое внимание в последнее время уделяется нейропротекции, идет активный поиск новых препаратов, которые позволили бы уменьшить или предотвратить гибель нейронов за пределами ишемического ядра, а также стимулировать процессы нейропластичности, ведутся исследования по расширению показаний к уже зарегистрированным на российском рынке препаратам.
Каковы Ваши пожелания читателям журнала?
Я искренне желаю всем читателям здоровья, долголетия, благополучия и плодотворной работы на благо развития российской медицины.
Источник ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 3, 2017; Вып. 2
Спасибо
Спасибо, прекрасный доклад